AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Брейнсторминг для учителя

Автор статьи: Н. В. Чуб

Брейнсторминг (англ. brainstorming — от brain мозг + storm буря, шторм) — психологический метод, используемый в социальной инженерии и агротехнике (деловых и инновационных играх). Брейнсторминг направлен на стимулирование творческой активности, раскрепощение мыслительного заряда, продуцирование максимального количества идей для решения определённой задачи.

Это определение из словаря. А что мы имели в виду, предлагая вам заняться брейнстормингом? Для учителя каждый день, каждый урок и каждая самоподготовка к урокам — это и есть настоящий брейнсторминг. Но вдобавок существуют такие моменты, которые в учительской работе, что называется, провисают. Есть такие трудности, которые осложняют нам жизнь и работу, но в рутине ежедневных забот мы попросту не понимаем, отчего нам

• сложно запоминать информацию,

• выбирать главное,

• придумывать новое,

• анализировать большое количество данных,

• продуцировать интересные, необычные идеи.

А ведь работа учителя сочетает в себе множество задач и требует от нас проявления всех этих качеств и умений.

Можно ли тренировать свой мозг, затачивая его на определённые функции? Конечно. И это доказанный психологами и физиологами факт. Вопрос лишь в том, что делать и как. Предлагаем вам мини-программу по стимуляции мозга учителя. Воспользовавшись этими инструкциями, вы однозначно станете более продуктивными и почувствуете себя не просто умными.

Для начала назовём врагов отличной мозговой продуктивности.

Это частое использование интернета. Походы в почту, социальные сети и прочие приложения не просто отнимают наше время. Они способствуют тому, что внимание становится рассеянным.

Поэтому пользуйтесь интернетом лишь по необходимости и ограничьте время, которое он у вас отнимает в течение дня.

Это многозадачность. Ваше стремление выполнить много задач сразу приводит к тому, что в итоге вы выполняете их некачественно, не так хорошо, как хотелось бы. Усталость и разочарование не повышают ваше ощущение собственного счастья и самооценку.

Перестаньте стремиться выполнить две и более задач сразу. Делайте всё постепенно и гордитесь этим.

Это минимум сна. «Жизнь такая насыщенная, я ничего не успеваю. Мне бы в сутках часов тридцать!» Знакомая фраза? Много дел, которые мы стремимся выполнить даже в ущерб отдыху и сну, приводят к повышенной утомляемости. И первым на лишение сна реагирует наш мозг. Снижается уровень концентрации внимания, страдает способность к анализу и запоминанию.

Спите не менее семи часов в сутки.

Как сделать так, чтобы ваш мозг работал эффективнее, чем сейчас?

ПАМЯТЬ

Хотите запоминать лучше и большие объёмы информации? Тогда придётся над этим поработать. Чтобы в вашем мозге образовывались новые нейронные связи, его нужно постоянно тренировать. Самый простой способ — ежедневно учиться чему-то новому. И при этом выйти из зоны комфорта.

Что мы имеем в виду? Например, вы учитель истории. И каждый день удерживаете в голове события, даты, имена. Вам нужно попытаться запоминать информацию, не похожую на ту, которая попадает в ваш мозг ежедневно. Что это будет? Стихи? Кулинарные рецепты? Неправильные глаголы английского языка? Китайские иероглифы? Движения танца? Решайте сами. Главное, чтобы вы запоминали что-то, что ваш мозг воспринимает как непривычное и необычное для себя.

Придумывайте для своего мозга специальные «запоминательные» (психологи их называют мнемическими) задачи. Вы привыкли заносить все телефоны в телефонную книгу своего смартфона? А попробуйте три-пять телефонных номеров набирать по памяти. Пусть это будут телефоны ваших родных и близких. Идёте в магазин со списком товаров, которые собираетесь купить? Составьте дома список, прочтите его и постарайтесь запомнить. Поначалу закупка будет отнимать у вас больше времени, чем раньше. Но уже очень скоро вы заметите, что вам легко удерживать в голове довольно длинный список и без труда ориентироваться в нём, перемещаясь в магазине от отдела к отделу.

Головоломки тренируют и мышление, и память. Соберите кубик Рубика. Порешайте кроссворды. Услышали по радио новую песню? Вспомните, о чём в ней пелось, и постарайтесь воспроизвести весь текст.

Читайте книги. Ведь во время чтения вы будете запоминать новые слова, удерживать в голове то, что прочли раньше.

ВНИМАНИЕ

Мы уже говорили выше о проблеме рассеянного внимания, которая становится всё более актуальной для большого количества людей. Как научить свой мозг концентрироваться на главном или, наоборот, охватывать вниманием сразу несколько объектов (что и приходится делать учителю в классе)?

Для начала проверьте своё внимание. Что у вас получается лучше — концентрироваться или охватывать? Сегодня вы шли домой и по дороге видели дома, деревья, другие объекты, встречали людей. Попробуйте вспомнить детали и ответить на вопросы (которые вы можете придумать сами в зависимости от обстоятельств). Например:

♦         Сколько ступенек было на лестнице, по которой я поднимался домой?

♦         Что было написано на троллейбусе, которым я ехал?

♦         Скольких человек я встретил в своём дворе?

♦         Сколько из них было мужчин? женщин? детей?

♦         Какие деревья растут на аллее, по которой - я шёл?

♦         Какого цвета скамейка на остановке?

♦         Какое объявление висит на столбе?

Что вам даётся лучше — детали или общая картинка? От результата и отталкивайтесь. Тренируйтесь воспринимать и удерживать внимание на том, что у вас как раз и не получается.

Вот пара упражнений, которые помогут вам развивать и тренировать внимание.

Перед вами слова, которые написаны разным цветом (жёлтый — выделен синим цветом, красный — жёлтым, чёрный — зелёным, красный — синим, зелёный — зелёным и т. п). Задача — не читать текст, а называть цвет, которым написано каждое слово: синий, зелёный, чёрный... Вы почувствуете, что поначалу вам будет очень трудно выполнять это упражнение. Но по мере тренировки станет намного проще концентрироваться не на тексте, а именно на цвете. Что даёт это упражнение? Оно помогает устанавливать новые связи между полушариями головного мозга и развивать концентрацию внимания.

Ещё одно упражнение. Вам понадобятся лист бумаги и ручка. Положите их перед собой. Посмотрите на какой-то статичный предмет. Сконцентрируйте на нём всё своё внимание и постарайтесь 2-3 минуты думать только о нём и смотреть только на него. Как только вы отвлеклись от предмета на посторонние мысли, сделайте пометку на листе бумаги. Снова верните внимание на этот предмет. В начале тренировок ваше внимание будет довольно часто уходить в сторону. Но со временем вы увидите, что ваша способность концентрироваться возросла.

МЫШЛЕНИЕ

Не будем повторять то, о чём уже говорили, — о пользе головоломок и кроссвордов. Остановимся на упражнениях по развитию креативного мышления и упражнениях, которые позволят вам думать если не как Шерлок Холмс, то хотя бы как человек, обладающий нестандартным мышлением.

Вот, к примеру, какое весёлое упражнение есть для развития гибкости мышления.

Посмотрите на алфавит. Если пронумеровать все буквы, то у каждой из них будет свой собственный порядковый номер. А-1, Я-33, Г-4 и т. д.

Составьте буквенно-числовые комбинации следующих слов и фраз (их вы можете придумать и сами). Делайте это сначала письменно, подглядывая в алфавит, а затем устно.

• Дорога ложка к обеду!

• Абракадабра.

• Не переходите улицу на красный свет!

• Тридцать три коровы.

А вот ещё один тренажёр для вашего мышления.

Ниже приведены высказывания, в которых слова написаны наоборот, справа налево. Прочтите предложения правильно. Старайтесь читать быстрее.

• ыджонидееН я летох ьтох огонмен ьтачло- моп, ыботч ьтинсяыв, умеч еж я оньлетивт- сйед юяревод — ретьлаВ нампиЛ;

• тюувтсещуС авд адив ынитси: яалам анитси и .яашьлоб ыВ етежом ьтанзопо юулам ,унит- си укуьлоксоп ёе юьтсонжолоповиторп ясте- ялвя .ьжол ьтсонжолоповиторП йошьлоб ынитси — отэ яагурд анитси — сьлиН роБ;

• ,ьтсонсЯ еинерзорп или еинаминоп ынжом- зов ,окьлот адгок ьлсым в иинадижо, адгок музар .неокопс окьлоТ адгот ыв етежом амьсев октёч ,ьтедив окьлот адгот ынбосопс онневтсдерсопен ьтаминирпсов ,укьлоксоп шав музар мечин ен .нёщумс ыботЧ ясьта- ватсо ,мыннёлтевсорп музар нежлод ьтыб оннешревос ,мынйокопс юьтсонлоп ,мын- живдопен и адгот тёдирп еоньлетивтсйед , еинаминоп меивтсделс огороток ястивя .еивтсйед огогурД итуп .тен — уддижД итруманширК

И ещё одно упражнение для развития творческого мышления. Его вы можете выполнять где угодно и когда угодно, устно или письменно. Выберите любой неживой предмет. Представьте себе, что он ожил. Поместите его мысленно в любые нереальные обстоятельства. И напишите или сочините в уме рассказ о приключениях этого предмета.

НЕ ДАВАЙТЕ СВОЕМУ МОЗГУ ЗАСКУЧАТЬ! ТРЕНИРУЙТЕ ЕГО КАК МОЖНО ЧАЩЕ!

IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта