AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Рекомендации учителям по повышению учебной мотивации учащихся

Рекомендации учителям по повышению учебной мотивации учащихся

Факторы, влияющие на формирование мотивов учебной деятельности школьников

Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется. Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

1. Содержание учебного материала

Т.к. само по себе содержание обучения, учебная информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности, то учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для этого необходимы:

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический (разъяснительный, критический, логический, проблемный), деловой, необычный);

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, трудность, сложность (простота, доступность), новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;

Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

2. Стиль общения учителя и учащегося

На формирование мотивов учения оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

В плане общения, отношения с учащимися очень важны:

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;

Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;

Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности

При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть: по содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); алгоритмы; единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Этот этап состоит из 3 учебных действий:

Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.

Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачи. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора): игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой). Важно сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Также важны положительные эмоции, возникающие от деятельности и достигнутого результата.

3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, ор преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, являлись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие.

Оценки не должны стать самоцелью для учащихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая добывается «нечестными способами». Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.

Социальные и познавательные мотивы

Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Если активность учащегося направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, биологическим, математическим и т.д.), то здесь можно говорить о разных видах познавательных мотивах. Если активность направлена в ходе учения на отношения школьника с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах.

Т.е. одних учеников мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других – отношения с другими людьми в ходе учения.

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

4. СОЦИАЛЬНЫЕ

Система развития мотивации учения

Уровень

Приемы мотивации

Низкий

Нет специальных заданий и информации для развития интереса к учебе

Критический

Учитель объясняет необходимость выполнения заданий

Удовлетворительный

Создание занимательных ситуаций с помощью ребусов, кроссвордов, пословиц, занимательных факторов

Хороший

Использование творческой задачи с интересным содержанием

Высокий

Использование системы творческих заданий с интересным содержанием

Оптимальный

Организация поиска и решения исследовательской задачи

 

Автор:  Марина Викторовна Писарева

Литература

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. М., 2004.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  4. Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-Пб: Питер, 2002.
IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта