AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Семинар с педагогами по девиантному поведению
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
 
Цель: отработать профилактические навыки работы учителей с детьми девиантного поведения.
Задача:
1) дать понятие, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны;
2) обсудить доступные и эффективные методы работы с такими детьми;
 
Сегодня мы обсудим один из актуальных вопросов воспитания - практику работы с девиантными детьми.
На занятии попробуем понять, кто такие девиантные дети, выявить проблемные зоны, которые требуют совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими детьми, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с детьми, а именно с подростками, поведение которых отклоняется.
- Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями. Возможно, где-то мы не уделяем им должного внимания, не пытаемся вникнуть в их внутренний мир, опаздываем с принятием мер по предупреждению девиантного поведения.
По словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.
Существует пять видов девиантного поведения школьников: 
• рискованное; 
• суицидальное или самоповреждающее;  
• агрессивное; 
• аддиктивное или зависимое;  
• делинквентное.
 
РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главные отличия
Поведение, которое включает опасные для жизни и здоровья виды деятельности (экстремальные увлечения). Цель такого поведения – освоить окружающее пространство, поэкспериментировать со своими возможностями. Существуют формы экстремальных увлечений: зацепинг, руфинг (передвижение по высотным точкам зданий, выполнение на них трюков, например, сальто на краю крыши), диггерство (непрофессиональное исследование подземных сооружений), сталкеринг (исследование заброшенных, недостроенных и охраняемых объектов), опасное селфи. В некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, самоповреждающее поведение, которое дети и подростки глубоко не осознают.
Причины
1. Подросток стремится к неизвестному, рискованному, героическому.
2. Ищет способы утвердить свое «Я», получить оценку от сверстников, а также новые ощущения, сложные и интенсивные занятия.
3. Отличается особенностями поведения: инфантилизмом, эгоцентризмом, безответственностью.
4. Отсутствует опыт переживания и ответственность за последствия поступков.
5. Демонстрирует самоуверенность, убежден в своих силах и способностях.
Признаки
1. Подростки говорят о рискованном досуге, размещают в социальных сетях картинки и фотографии на крышах высоток, недостроенных зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях.
2. Используют в речи сленг, например, «зацеп», «пойдем диггить», «сталкить».
3. Внешний вид отличается от других подростков: характерны грязная (например, с черными следами сажи) и порванная одежда, специфический запах (запах железной дороги), ушибы и другие травмы.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
1. Если заметили хоть один из признаков или получили информацию от третьих лиц, не спешите делать выводы об экстремальности увлечений. Ненавязчиво поинтересуйтесь, что делает подросток в свободное время. Посмотрите соцсети ученика, его одноклассников.
2. Узнайте коллег, наблюдали ли они у данного ученика признаки рискованного поведения. Не сообщайте, с какой целью интересуетесь. Свяжитесь с родителями и поделитесь наблюдениями. Раздайте памятку «Как повлиять на подростка, который проявляет рискованное поведение».
 
СУИЦИДАЛЬНОЕ, САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главные отличия
Виды поведения, которые относят к аутоагрессии – намеренному причинению себе вреда. Самоповреждение – нанесение себе повреждений, но без цели умер
Причины
1. Любая ситуация, которую школьник переживает как обидную, оскорбительную, несправедливую.
2. Отвержение или травля со стороны сверстников, несчастная любовь, потеря близкого человека, ссора со значимым сверстником.
3. Нестабильная семейная ситуация – развод родителей, конфликты, жестокое обращение.
4. Личная неудача на фоне высокой ценности социального успеха.
5. Наличие хронических заболеваний.
Признаки
1. Подавленное настроение, депрессия, порезы, закрытость, картинки в соцсетях и записи на суицидальную тематику, участие в соответствующих группах.
2. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
3. Резкие изменения в поведении (стал неряшлив, не разговаривает с друзьями, потерял интерес к любимому делу).
4. Рискованное, агрессивное поведение, употребление ПАВ, алкоголя.
5. Школьник раздаривает вещи. Не видит перспектив, пессимистически оценивает свое будущее.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
Если вы обнаружили у подростка признаки депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда, незамедлительно (сохраняя конфиденциальность) сообщите о своих наблюдениях: 
– родителям (законным представителям) – чтобы мотивировать их обратиться к специалистам;
– школьному педагогу-психологу, социальному педагогу, заместитель директора по воспитательной работе – чтобы оказать экстренную помощь ученику;
– администрации школы – чтобы привлечь специалистов, которые окажут помощь ученику, а также составят план психолого-педагогического сопровождения.
 
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главные отличия
Поведение типично для детского и подросткового возраста. Часто свидетельствует о трудностях личностного или социального характера у агрессора. В случаях агрессивного поведения психологическая и педагогическая помощь необходима как жертве агрессии, так и самому агрессору. Подобное поведение может быть предпосылкой делинквентного поведения.
Причины
1. Протест на ограничения в школе, дома, желание самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами, если агрессивное поведение ребенка не вызвали заболевания или нарушения в организме.
2. Социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты с одноклассниками.
3. Безразличие и враждебность к подростку со стороны родителей.
Признаки
1. Любое физическое насилие, направленное на других учеников, учителей, объекты (драки, удары, шлепки, толчки).
2. Любое психологическое насилие, в том числе в интернете, – оскорбления других учеников, педагогов, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
1. Если вы столкнулись с непосредственным проявлением агрессии, аккуратно остановите это действие, не акцентируйте на нем внимание других учеников. Не переходите на крик, избегайте агрессивных действий со своей стороны. Окажите первичную помощь ученику – жертве агрессивных действий, наедине уточните, в каком он состоянии (физическом и психологическом), не является ли агрессия по отношению к нему систематической, предложите ему свою помощь.
2. Вступите в диалог с агрессором (агрессорами) наедине. Не спешите занимать обвинительную позицию, узнайте, что с ним сейчас происходит, в какой он ситуации. Возможно, ему самому нужна помощь и его агрессия носит защитный характер. Узнайте, готовы ли стороны к примирению. Предложите ученикам договориться о правилах общения друг с другом. Через неделю узнайте, насколько удалось эти правила соблюдать и что изменилось в их отношениях.
 
АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
Главные отличия
Одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, при котором подросток стремится убежать от окружающей реальности, создать для себя иллюзию безопасности, прийти к жизненному равновесию. Он фиксирует свое внимание на конкретных видах деятельности (игромании, общении в соцсетях) или изменяет собственное психоэмоциональное состояние путем употребления различных веществ (алкоголя, ПАВ; токсикомания).
Причины
1. Отчуждение от реальности, потому что нет взаимодействия или нарушено общения в среде, в которой растет подросток.
2. Гормональные перестройки у подростков приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности. На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.
3. Особенности личности ребенка: ранимость, восприимчивость к критике, психологическое или физическое насилие в семье, строгость воспитания.
Признаки
1. Нездоровый и (или) неопрятный внешний вид – подросток не соблюдает личную гигиену, носит грязную и (или) дырявую одежду и обувь.
2. Прогулы, странное поведение, запах алкоголя, картинки, записи и аудиозаписи в социальных сетях, посвященные алкоголю и наркотикам.
3. Наличие крупных сумм денег (возможно, воровство, вымогательство) либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других.
4. Нарушение межличностного общения, пищевого поведения.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
1. Если у вас возникли подозрения в том, что ученик употребил алкоголь, ПАВ, по возможности изолируйте его от других учеников.
2. Срочно вызовите медицинского работника школы, но не оставляйте ученика одного. Поставьте в известность администрацию школы, педагога-психолога, социального педагога. Немедленно известите родителей или опекунов подростка, в случае если подтвердилось, что подросток находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения
3. В рамках консилиума с другими специалистами разработайте программу сопровождения ученика и профилактических мероприятий в школе. Пропагандируйте здоровый образ жизни.
 
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Главные отличия
Делинквентное поведение – это поведение, при котором несовершеннолетний нарушает закон. Но из-за того, что подросток не достиг возраста уголовной ответственности либо правонарушение незначительное, уголовное наказание не следует. Серьезные преступления, которые влекут за собой реальное уголовное наказание, относятся к криминальному поведению.
Причины
1. Непоследовательные стратегии воспитания, вседозволенность либо заброшенность. Излишний или недостаточный контроль со стороны взрослых.
2. Конфликт, физическое или эмоциональное насилие со стороны взрослых, пренебрежение со стороны сверстников.
3. Отрицательная оценка способностей взрослыми.
4. Неорганизованный досуг. Влияние СМИ и социального окружения – рядом находятся взрослые или подростки с похожими проблемами.
Признаки
1. Ущерб имуществу – мелкое воровство, кражи со взломом, мошенничество, вымогательство, грабежи, подлоги, вандализм, поджоги, разрушение имущества.
2. Агрессия – злобные выпады, злословие, запугивание, травля или иное насилие по отношению к младшим детям или сверстникам.
3. Мелкое хулиганство, драки между группами подростков.
4. Жестокие действия по отношению к животным.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА
1. Проинформируйте администрацию школы, потому что такой подросток нуждается в серьезной комплексной помощи специалистов в сотрудничестве с родителями. Чем сильнее такое поведение проявляется, тем более интенсивную работу необходимо проводить со школьником.
2. Выявите значимых взрослых и сверстников с социально одобряемым поведением, которые могут поддержать подростка и помочь ему изменить поведение. Если вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу.
3. Примите участие в совместном планировании профилактических мер и реализации плана с другими специалистами.
IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта