AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Саморегуляция как свойство стрессоустойчивости в образовательном процессе

Авторы: Е. С. Железная, Т. С. Железная, г. Уфа

Продолжительность рабочего дня современного школьника вместе с дополнительными занятиями и выполнением домашних заданий составляет до 9-10 часов в начальной, 10-12 в основной и 13-15 часов в средней школе. Увеличение учебной нагрузки неизбежно нарушает режим, ведёт к резкому сокращению сна и отдыха. Увеличение объёма и интенсивности учебной нагрузки при ограничении времени и всё меньшем учёте возрастных и уж тем более индивидуальных особенностей неизбежно ведёт к ряду мелких и крупных стрессов. Стрессы в свою очередь подрывают не только психическое, но и соматическое и физическое здоровье.

Грядущие государственные централизованные экзамены не последний фактор формировании стрессов как у детей, так и у педагогов и родителей. Известно, что достаточно устойчивыми навыками, ценностями и убеждениями, помогающими укреплять и совершенствовать своё здоровье, являются те, которые формируются с детства. Дети не всегда делают то, что рекомендуют родители, например, если говорить о привычках, формирующих готовность вести здоровый образ жизни, но всегда делают то, что делают их родители. Если у родителей сформированы навыки саморегуляции и оздоровления организма, то конечно, у их ребёнка есть все предпосылки сохранять и укреплять своё здоровье; ну а если нет, то процесс формирования этих навыков усложняется отсутствием осознания ценности собственного здоровья.

Всё больше становится востребованным умение управлять собой, своими эмоциями, настроением, поддерживать желание развиваться, узнавать новое, уметь продуктивно отдыхать, высыпаться, концентрировать внимание, управлять своим телом, то есть формировать и закреплять навыки саморегуляции. Очевидно, что владение этим навыком при стрессах актуально для детей, педагогов и родителей.

Стрессов невозможно избежать, но есть много способов их коррекции и предупреждения. По определению, данному учёным Гансом Селье, стресс — это древняя, сформировавшаяся в ходе эволюции реакция организма в ответ на экстремальные, несущие угрозу воздействия. Ключевым словом здесь является реакция. Иными словами, это то, как мы реагируем на происходящее. На одну и ту же ситуацию разные люди могут реагировать по-разному. Следовательно, разовьётся стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому суть методов — это управление собой в стрессе, а не управление стрессом. Чтобы иметь возможность управлять собой, важно взять на себя ответственность за всё, что происходит. А это значит перестать обвинять в сложившейся ситуации внешние обстоятельства.

В методах управления собой в стрессе выделяют два направления: эмоционально ориентированные методы и проблемно ориентированные. Первое направление предполагает умение контролировать свою реакцию на стресс. Необходимыми навыками в освоении эмоционально-ориентированного метода являются владение техниками ритмического дыхания и своевременное распознавание признаков телесного напряжения. Например, техника нейтрализации острой стрессовой ситуации (ритмизация дыхания, метод «Ключ» X. М. Алиева). При ходьбе нужно на два шага сделать вдох, на четыре — выдох или на три шага вдох, на шесть — выдох, оптимальный ритм индивидуален. Если нет возможности ходить, можно применить другой способ: на два удара пульса сделать вдох, на четыре — выдох, на четыре — вдох, на восемь — выдох и дальше как при ходьбе. Совсем простая техника — ритмично постучать пальцами по столу. Можно ритмично покачать ногой или покачать головой не меньше 100-150 раз. Это упорядочивает дыхание и приводит организм в состояние, позволяющее рассуждать и анализировать. Дети любят упражнение «фу» (нужно произнести это звукосочетание на вдохе).

Техника фокусирования внимания (распознавание признаков телесного напряжения). Сесть или просто остановить движение своего тела, сфокусировать внимание на положении своего тела, состоянии мышц шеи и спины, постараться принять положение тела, позволяющее расслабить эти группы мышц. Сделать обзор состояния мышц других групп, затем для полного расслабления можно сфокусировать внимание на движении воздуха по дыхательным путям, на движениях грудной клетки, на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу.

Для повышения энергетических резервов организма показаны такие полезные стрессоры (нагрузки), как физические упражнения, выполняемые с умеренной интенсивностью (прогулки, пешие походы, бег и плавание, аэробика, подвижные и спортивные игры, направленные на развитие координации). Именно под влиянием таких упражнений в организме возрастает количество свободной энергии, чего так не хватает современным детям. Соответственно увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных и иных резервов организма, повышается его устойчивость к различным стрессорным воздействиям. Сюда же относятся регулярные обливания прохладной водой, обтирание мокрым полотенцем, посещение сауны или другие закаливающие процедуры, хорошо стимулирующие энергетические процессы в организме.

Проблемно ориентированные методы управления стрессом позволяют предупреждать нежелательные ситуации, провоцирующие стрессовые реакции. Примером может быть тренинг, формирующий умение рационально использовать временной ресурс, семинары, обучающие проектной грамотности, умению ставить цели.

Здоровье человека зависит от уровня адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к новым условиям жизни и деятельности. В связи с этим можно и нужно сформировать для себя ряд правил, позволяющих быстро восстанавливать высокую работоспособность за счёт внутренних резервов организма, сохранять внутренний покой и эмоциональную устойчивость.

Такими правилами могут быть, например:

• определение приоритетных дел на день, на неделю, на месяц;

• рациональное использование тайм-аутов;

• овладение умениями и навыками саморегуляции;

• поддержание хорошей физической формы;

• умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

• способность переключаться с одного вида деятельности на другой,

• не пытаться быть лучшим всегда и во всём.

IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта