AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Профессионально-психологический отбор в учебных заведениях силовых структур как одна из разновидностей вступительных испытаний профессиональной направленности

d8bf8ad2c392Не за горами для воспитанников 2 курса такие судьбоносные события как окончание школы и поступление в учебные заведения профессионального образования. Анализ рапортов с указанием учебных заведений, в которые выпускники 2013 года планируют поступать по окончании школы, показал, что подавляющее большинство из них (более 83%) ориентированы на поступление в учебные заведения силовых министерств и ведомств. Я думаю, что эта информация будет полезна не только им, но и воспитанникам 1 курса, которые планируют стать офицерами.

Поскольку профессия военнослужащего предъявляет повышенные требования к психическим и физическим возможностям человека, процедура вступительных испытаний в соответствующие учебные заведенияпринципиально отличается от аналогичной процедуры в гражданских ВУЗах,.При поступлении в учебное заведение одной из силовых структур наряду с предоставлением в приемную комиссию учебного заведения сертификата с результатами ЕГЭ, как правило, по двум обязательным предмета (русский язык и математика) и одномупрофильному для ВВУЗа  кандидаты проходят отбор через комиссии профессиональной   направленности, которые предполагают изучение физической подготовленности кандидата; состояния его здоровья, а также профессионально-психологического соответствия профессии.

            Причем эти факторы являются основополагающими. Поскольку только после удовлетворительных результатов комиссий профессиональной направленности, кандидат допускается вучастию в конкурсепорезультатам сдачи общеобразовательных предметов.

Хочется заметить, что через такую же процедуру вступительных испытаний проходят кандидаты, поступающие на летные специальности в высшие и средние профессиональные учебные заведения гражданской авиации.

Что же такое профотбор?

Профессиональный психологический отбор кандидатов для обучения в высших военно–учебных заведениях силовых министерств и ведомств Российской Федерации – это комплекс мероприятий, направленный на обеспечение качественного комплектования военно–учебных заведений кандидатами из числа гражданской молодежи и военнослужащих, не имеющих офицерских званий, обладающими профессионально важными качествами, отвечающими требованиям военно–профессионального обучения и последующей военно–профессиональной деятельности.

Определение профессиональной пригодности кандидатов к обучению осуществляется в процессе проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору (ППО), которые проводятся с использованием методов социально–психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально–психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно–профессиональной направленности, анализ основных мотивов и обоснованность выбора профессии офицера, а также наличие социально–психологических характеристик, необходимых для успешной военно–профессиональной деятельности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать:

- уровень общего интеллектуального развития (ОИР) (на основе изучения особенностей познавательных психических процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, внимания), определяющего успешность теоретического обучения в вузе и усвоение информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности;

- наличие профессионально важных качеств и специальных способностей, необходимых для практического выполнения конкретной профессиональной деятельности. Например, для профессии летчика это такие особенности познавательной сферы как хорошо развитое  зрительное восприятие, способность к быстрой и правильной ориентировки во времени и пространстве, для авиационного инженера – высокий уровень развития технического мышления;

–  адаптационные возможности или личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющийся интегральной характеристикой психического развития индивида, включающей уровень нервно–психической устойчивости, коммуникативные способности, т.е. способности к установлению новых социальных контактов и взаимодействию с другими людьми, а также моральную нормативность.

Как правило, экзамен проводится в два этапа.

Первый этап – непосредственно психологическое обследование, которое проводится в виде выполнения методик (тестов).

Второй этап – индивидуальное собеседование, основная цель которого определить мотивы выбора военной специальности.

 В ходе экзамена специалисты обращают внимание на каждую мелочь в поведении кандидатов, их работоспособность, умение быстро и качественно понимать инструкцию, умение работать интенсивно в жестком временном регламенте, умение точно и ясно излагать свои мысли и т.д.

По окончании экзамена и обработки полученных результатов выносится одно из четырех заключений (выводов).

а)рекомендуется в первую очередь — первая категория профпригодности.

            Относимые к этой категории кандидаты по уровню общего интеллектуального развития, адаптационным способностям, военно–профессиональной направленности (ВПН) и др. показателям полностью соответствуют требованиям к обучению в вузе, что позволяет им в установленные сроки овладеть образовательной программой преимущественно с отличными оценками;

б) рекомендуется — вторая категория профпригодности.

            Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития ОИР, ЛАП, ВПН и др. показателям, в основном, соответствуют требованиям к обучению в вузе, что позволяет им в установленные сроки овладеть образовательной программой, преимущественно с хорошими оценками;

в) рекомендуется условно — третья категория профпригодности.

            Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития ОИР, ЛАП, военно–профессиональной направленности и др. показателям минимально соответствуют требованиям, предъявляемым к обучению в вузе, с трудом могут овладеть образовательной программой и способны показать преимущественно удовлетворительные знания. Лица, отнесенные к данной категории, допускаются к обучению в вузе при недостатке кандидатов на обучение;

г) не рекомендуется — четвертая категория профпригодности.

            Относимые к этой категории кандидаты по уровню развития ОИР, ЛАП, ВПН и др. показателям не соответствуют требованиям, предъявляемым к обучению в вузе. Лица, отнесенные к данной категории, к обучению в вузе не рекомендуются.

IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта