AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
«Группы смерти»: кто виноват и что делать?

«Для подростков не их незрелый мозг представляет проблему, а их родители. Фактически это одно и то же: родители выступают заместителями префронтальной коры (лобной доли) головного мозга. В период незрелости префронтальной коры головного мозга подростков родители должны заботиться о планировании, организации, моральных нормах и поведении своих детей. Это функции, которые постепенно будет перенимать собственная, медленно созревающая префронтальная кора подростка. Проблема в том, что нынешние подростки убедились, что их родители не властны добиться для себя роли ее заместителей» - Дик Свааб «Мы - это наш мозг»

Кто виноват?

Конечно, и журналистам, и даже родителям проще собрать в одну кучу жуткие скрины из суицидальных групп, подвести под это теорию заговора и нагнать панику, чем постараться конструктивно понять, как на практике решать эту проблему.

Во-первых, мы имеем дело с новым явлением: интернет – соцсети – сообщества по интересам – сообщества, жизненно опасные для участников. Еще 10 лет назад человечество не сталкивалось с такой проблемой. Теперь новая эра несет новые угрозы и требует новых пониманий и новых способов решения.

Депрессивные подростки с суицидальными настроениями были всегда. Но раньше мы, тогдашние пятнадцатилетние, переживавшие несчастную любовь, ад непонимания в семье или экзистенциальный кризис из серии «тлен и безысходность» могли объединиться в своих страданиях разве что с парой-тройкой таких же неуравновешенных подружек или унылых одноклассников. Мы так же подпитывали друг друга размышлениями о том, как смерть решит все наши глобальные проблемы, мы поддерживали друг в друге ненависть к этим равнодушным и тупым взрослым, мы считали, что жизнь кончена, раз «он меня не любит, потому что я больше никогда и никого не смогу полюбить».

Но у нас не было простой и всегда доступной возможности в любую минуту выйти в сеть и окунуться в любой поток на выбор: тут группа нытья о бессмысленности жизни, тут сообщество преданных, тут – хейтеры родителей, тут собираются потенциальные висельники, а здесь обсуждаем сочетания таблеток, «чтобы не откачали».

Это – прецедент. Пройдет еще несколько лет, и в мире появятся новые законы, преследующие создателей и наказывающие участников таких и других экстремальных сообществ.

Но нам нужно что-то делать сегодня, и лучше понять, что мы, родители, можем сделать, а чего, к сожалению, нет.

Во-вторых, рассуждать о причинах, искать виноватых, сокрушаться и возмущаться, возможно, и увлекательно, но совершенно нецелесообразно. Да, привлекать внимание общественности к этой проблеме нужно. Да, должны создаваться специальные инстанции, выискивающие и блокирующие подобные ресурсы. Да, нужны петиции, расследования и меры, но, опять же, многим мамам и папам решение проблемы, существующей на мониторе или на экране смартфона их ребенка в соседней комнате за закрытой дверью, нужно уже прямо сейчас, в эту минуту.

Есть исходные данные, представляющие угрозу для ребенка подросткового возраста:

И, в целом, эти данные можно отнести к каждому второму подростку, если не к 99 из 100.

Что делать?

Для лучшего понимания ситуации резонно снять розовые очки и допустить:

Эти группы существовали и пять лет назад, и даже раньше. Блестки в виде слез, чокеры, бабочки, киты, которые, кстати, не были изначально символом суицидальных групп, волны из тумблера, иди за Риной, тихий дом и рядом море китов, последний день. Дальше – страшнее: закрытые группы с инициациями и заданиями, 4:20 и избранные. Игры со смертью, чувство власти над другими, провокации, издевательства, ванильные и трешовые секты для разочарованных в жизни, плейлисты, способные самого устойчивого вогнать в жуткую депрессию. Этого много. Это развивается. Это совершенствуется. И бороться с этим можно разве что закатав в асфальт все девайсы мира.

Вы наверняка уже читали в статьях на эту тему различные советы «как определить по поведению ребенка, состоит он в группе с суицидальным содержанием или нет»?

Но я предлагаю вам, родителям подростков, совершенно другой тест с вопросами иной направленности:

1. Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребенка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали ее. Ваш ребенок сам делится с вами любимой музыкой.
2. Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребенок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.
3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.
4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
5. Ваш ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то с удовольствием делится с вами впечатлениями.
6. Ваш ребенок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».
7. Вы не раз разговаривали с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.
8. Вы не оскорбляете и не бьете своего ребенка.
9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?».
10. Вы рассказываете вашему ребенку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями.

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем, не только с суицидальными группами, но и многих других. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.

Автор статьи: Шарова Лия, педагог, руководитель школы безопасности «Стоп Угроза»

Яндекс.Метрика
IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта