AAA
Размер шрифта
Интервал
включить версию для слабовидящих
Администрация школы: 8(351) 210-46-05

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  
«Челябинская кадетская школа - интернат
с первоначальной летной подготовкой»
Особенности формулировок тем итогового сочинения

ОСОБЕННОСТИ ТЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть
нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его
речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме,
аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так
как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный
материал.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под
председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда
Александра Солженицына, разработал и утвердил открытые тематические направления для
итогового сочинения 2017/18 учебного года. Данные открытые направления приводятся ниже
с комментариями, разработанными специалистами ФГБНУ «ФИПИ».
1. «Верность и измена»
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных
проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической,
психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений
разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в
личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов
отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить
душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости
и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых
откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих
противоположный, эгоистический, тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных
устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно
соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. 4
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или
ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко
оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким
персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели
неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений
человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от
опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к
смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума.
Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на
социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки
зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого
конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен
подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества,
созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной
личности и для человеческой цивилизации.
Данное пособие построено на материале, полученном в результате анализа итоговых
сочинений 2016/17 учебного года. Ниже приводятся открытые тематические направления для
итогового сочинения 2016/17 учебного года с комментариями к ним.
1. «Разум и чувство»
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших
составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном
противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и
подсказкой разума. 5
2. «Честь и бесчестие»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть
верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи
и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений
человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью,
вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-
историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано
как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с
внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность
понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического
опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания
мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте,
предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному
пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях
достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми
народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих
отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с
изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего
преодолевать конфликты или сеющего вражду. 6
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.
Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинения и
расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения
аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует
разработку закрытого перечня тем итогового сочинений и проводит их комплектацию по
часовым поясам. Комплект включает пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме
от каждого общего тематического направления).
При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования.
Темы для итогового сочинения должны:
· соответствовать открытым направлениям тем итогового сочинения;
· соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать
на литературоведческий анализ конкретного произведения);
· соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать
возможность широкого выбора литературного материала, на который выпускник будет
опираться в своих рассуждениях);
· нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
· соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному
на написание сочинения (3 часа 55 минут);
· быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.
Разработанные специалистами темы позволяют выпускнику выбирать литературный
материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях (как уже было отмечено
выше, литературный компонент является обязательным для успешного выполнения работы).
В качестве примера ниже приведены несколько комплектов тем 201 6/17 учебного года.
Комплект № 1 1. Когда разум может оказаться сильнее чувств? 2. Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок? 3. Какой противник достоин уважения? 4. Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок? 5. Что значит уметь дружить?
Комплект № 2 1. Достижима ли гармония чувства и разума? 7 2. Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша
состоит в том, чтобы следовать лучшему»? 3. Что значит победа над самим собой? 4. Какие ошибки можно назвать ценными? 5. Можно ли прожить без дружбы?
Комплект № 3 1. Всегда ли необходимо следовать наставлению: «Учитесь властвовать собою…»? 2. Почему надо «беречь честь смолоду»? 3. Когда нужно стремиться к победе любой ценой? 4. Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений? 5. Что может помешать дружбе?
Комплект № 4 1. Можно ли выплёскивать чувства наружу? 2. Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации? 3. В чём проявляется великодушие победителя? 4. Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего
не делает»? 5. Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?
Комплект № 5 1. Всегда ли следует доверять доводам разума? 2. Кого можно назвать человеком чести? 3.

IT-Помощь
Разработка и поддержка сайта